
Для руководителей компании
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Программа состоит из 13 тематических модулей и адаптируется под потребности предприятия. Формирование программы осуществляется на преддоговорной стадии при встречах с руководством (1-3 встречи). Назначение встреч - выявление потребностей организации в обучении, определение круга проблем и задач, над которыми нужно поработать.
Общий объём отработанных программ позволяет удовлетворить различные потребности в обучении и сформировать максимально адаптированную программу. Продолжительность каждого модуля - от 8 до 16 часов. Возможна разработка нового модуля, не приведённого в предложенных темах.
1. Основы управления организацией
Задачи: определить, как построить свою организацию так, чтобы она была четко согласована, скоординирована, и избежать простоев, замешательства, двойной работы и неприятностей внутри группы, рассмотреть современные технологии управления.
Содержание модуля
1. Основы эффективного управления
* Цикл управления. Процесс управления.
* Стратегические и операционные цели организации. Декомпозиция целей организации на уровень подразделений и сотрудников.
* Понятие эффективности. Формулы эффективности. Понятие, показатели. Чем обеспечивается эффективность "вчера-сегодня-завтра".
* Требования к эффективной постановке целей, методы.
* Ключевые характеристики и показатели эффективности организации.
* Эффективность работы руководителя. Показатели эффективности работы руководителя.
2. Структура организации
* Как нужно организоваться для достижения целей
* Составляющие части организационной структуры любой компании. Идеальная оргструктура. Какие функции являются общими для всех компаний. К чему может привести отсутствие отдельных частей компании.
* Как связаны между собой отдельные части оргструктуры. Вертикальные и горизонтальные линии коммуникации и их функционирование.
* Баланс между количеством производственного и административного персонала, позволяющий предприятию расширяться.
* Разбор существующей оргструктуры Вашей компании. Разработка правильной оргструктуры для вашего предприятия. Прояснение и перераспределение функций тех отделений, в которых обнаружены ошибки.
* Разработка программы по внедрению правильной оргструктуры для Вашей компании.
3. Оценка деятельности компании и её подразделений.
* Управление компанией на основе системы сбалансированных показателей - ССП. Особенности менеджмента, основанного на ССП. Разработка стратегической карты - карты целей. Построение причинно-следственных связей.
* Какие результаты работы ожидаются от каждого подразделения компании. Как оценить работу отдельных структурных частей компании. Определение показателей и целевых значений. Ключевые показатели результативности -КПР.
* Разработка системы мотивации на основе КПР.
2. Поиск способов решения проблем. Внедрение изменений.
Задачи: Сформировать понимание, как использовать современные инструменты управления для повышения организационной эффективности, каких эффектов и в какие сроки можно достичь. Уметь оценить текущее состояние компании, выделить коренную проблему и найти её решение, сформировать план мероприятий по внедрению изменений.
Содержание модуля
1. Организационные изменения
* Что такое "организационные изменения"?
* Веретено организационной устойчивости". Что такое "управление" и "управляемость"?
2. Проблемы, существующие в компании. Решение проблем.
* Организационные патологии и управленческие ошибки.
* Существующие проблемы. Оценка проблем, их тяжесть и возможность решения.
* Перечень проблем, их оценка, тяжесть и возможность решения.
* Выбор проблем для решения.
* Поиск способов решения выбранных организационных проблем
3. Организационные изменения
* Что такое "организационные изменения"?
* Веретено организационной устойчивости". Что такое "управление" и "управляемость"?
4. Подготовка к проведению изменений
* Определение потребности в изменениях. Анализ ситуации. Внутренние и внешние факторы.
* Уместность проведения изменения.
* Сопоставление выгоды от проведения изменений и затраты на него.
* Как снизить противодействие изменениям. Причины противодействия нововведениям и изменениям. Природа сопротивления.
* Обычные возражения против изменений. Как с ними работать.
5. Внедрение изменений. Методика управления изменениями
* Этапы внедрения. Включения в изменения. Роли в изменении.
* Подходы к проведению изменений - преимущества и недостатки.
* Основные принципы проведения улучшений
* Ключевые элементы плана (это должно быть просто). Мотивация на изменения участников.
6. Оптимизация бизнес-процессов
* Процессный подход в управлении компанией. Преимущества и недостатки, области применения.
* Компания как сеть бизнес-процессов. Качественные параметры бизнес-процесса. Выбор способа описания бизнес-процессов.
* Типичные проблемы бизнес-процессов.
* Принципы и способы оптимизации бизнес-процессов.
* Выработка решений по оптимизации бизнес-процессов.
7. Регламентация деятельности
* Что в компании должно быть описано. Целесообразность детализации регламентов. Необходимое и достаточное количество регламентов.
* Структура и содержание должностной инструкции.
* Построение системы "фирменных стандартов" на решение нестандартных задач.
* Как организовать написание регламентов собственными силами. Способы сбора информации.
* Последовательность действий по разработке положений о подразделениях и должностных инструкций.
* Внедрение регламентов. Как обеспечить внедряемость должностных инструкций и положений.
3. Система оплаты труда как эффективный инструмент управления
Задачи: увязать результаты труда сотрудников с целями и задачами компании, оплачивать сотруднику заработную плату за реальные результаты, как одновременно увеличить производительность труда и снизить расходы на персонал.
Семинар-практикум проводится в режиме пошаговой разработки реального положения о системе оплаты труда для отдельных подразделений или сотрудников компании. Раздаточный материал представлен в виде рабочей тетради - инструкции по разработке системы оплаты труда.
Содержание модуля
* Оценка состояния действующей системы оплаты труда в компании. Типичные ошибки в подходах к материальному стимулированию.
* Определение целей и политики (принципов) стимулирования.
* Определение целей и задач компании. Задачи, стоящие перед подразделениями. Оценка результативности сотрудников. Построение системы показателей эффективности для подразделений.
* Возможные критерии оценка результативности отдельных категорий сотрудников. Как учесть в системе оплаты индивидуальную результативность, результативность подразделений и компании. Как добиться и закрепить желаемое поведения сотрудников?
* Порядок формирования фонда заработной платы. Основания для расчёта премиального фонда предприятия и отдельных подразделений.
* Как сформировать постоянную часть оплаты труда. Методика (подходы, принципы, процедура, порядок расчёта) определения постоянной части оплаты труда.
* Как сформировать переменную части оплаты труда. Применимость разных систем премирования к разным условиям. Подходы к распределению премий в подразделениях.
* Решения для нестандартных ситуаций.
* Определение целей и задач компании. Задачи, стоящие перед подразделениями.
* Основания стимулирования. Порядок формирования фонда заработной платы.
* Подходы и принципы к формированию компенсационного пакета сотрудников. Структура компенсационного пакета. Формы и виды поощрений.
* Определение круга лиц, имеющих полномочия по расчёту, представлению и утверждению зарплат. Сбор, обобщение и обработка показателей, заложенных в систему оплаты труда.
* Как переходить на новую систему оплаты труда. Как внедрять и поддерживать новую систему оплаты? Организационные мероприятия, обеспечивающие работоспособность новой системы оплаты труда.
* Составление плана мероприятий по доработке положений о системе оплаты труда и его внедрению.
4. Управление персоналом
Задачи: Определять факторы, влияющие на эффективность деятельности подчиненных. Формировать положительный психологический климат в коллективе, обеспечивать дисциплину и выполнение поведенческих норм и правил всеми участниками коллектива, а также профессиональное развитие подчиненных.
Содержание модуля
1. Для чего нужен руководитель
* Что значит "руководить". Что значит "быть эффективным". Ключевые требования к руководителю.
* Основные задачи, решаемые руководителем в отношении подчинённых. Чего от руководителя ждут подчиненные.
* Стиль руководства как основа оперативного управления. Диагностика стилей. Понимание особенностей и слабых мест собственного стиля управления.
* Баланс интересов, как необходимое условие развития.
2. Персоналозависимость: случайность или закономерность?
* Жизненный цикл организации. Закономерности развития. Проблемы роста.
* Подходы к персоналу на разных стадиях развития.
* Зависимость системы мотивации сотрудников от размеров компании.
* Признаки персоналозависимости.
3. Сложные ситуации с персоналом, влияющие на эффективность бизнеса.
* Негативные эмоции и нелояльное поведение сотрудников.
* Неисполнение распоряжений руководства.
* Проявления лени "второго порядка".
* Использование служебного положения для решения личных проблем.
* Манипулирование руководителем. Распознавание и противостояние.
* Уволить старых и нанять новых людей или бороться с прежним персоналом?
4. Подбор персонала.
* Кого принимать на работу? Как сформировать требования к кандидату?
* Критерии выбора сотрудников. Возрастной, эмоциональный, интеллектуальный состав рабочих коллективов.
* Способы и приёмы эффективного отбора.
* Как правильно проводить собеседования. Анкеты, схема интервью.
5. Адаптация новых работников.
* Роль руководителя в адаптации новичков. Испытательный срок. Условия прохождения испытательного срока. Создание персональной программы стажировки.
* Методы обучения и развития персонала.
* Как сократить процесс адаптации и сделать его результативным.
* Мотивация и внутренний контрактинг.
* Оценка результатов. Плановые и отчётные формы
6. Разрешение конфликтов.
* Взгляды на конфликт. Стратегии поведения в конфликте. Умение не допустить конфликтной ситуации (или решить ее).
* Виденье конфликта с точки зрения интересов и с точки зрения позиций.
* Методы урегулирования производственных конфликтов. Процедура разрешения конфликтов в команде.
* Кодекс поведения в конфликте. Реакция на шантаж.
* Как достичь понимания в рабочих взаимоотношениях.
* Виды подходов в разрешении конфликта.
* Манипулятивные приёмы, противостояние манипулятивным приёмам в конфликте.
* Как взаимодействовать с партнёром, не готовым идти на уступки.
* Использование техник активного слушания для предотвращения конфликтов.
* Речевые обороты, провоцирующие и предотвращающие конфликт.
* НЛП для разрешения проблемных ситуаций.
5. Вовлечение персонала в решение задач (нематериальная мотивация)
Задачи: научиться определять мотивационные типы сотрудников и использовать профессиональные и личные особенности подчиненных в решении производственных задач. Уметь четко и понятно предъявлять требования, ставить конкретные задачи и организовывать обратную связь с подчиненными, уметь мотивировать и стимулировать работников на рабочих местах.
Содержание модуля
1. Стимулирование и мотивация персонала.
* Теории мотивации. Как их использовать.
* Мотивация, как ведущая составляющая процесса управления. Методы воздействия на подчиненных. Чем мотивируется человек в компании?
* Нематериальные факторы в управлении мотивацией.
* Психологические принципы управления мотивацией.
* Мотивация как инструмент повышения личной результативности и результативности компании
2. Определение персональных факторов мотивации
* Определение мотивационного типа. Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования.
* Карта мотиваторов. Методика проективных вопросов. Определение индивидуальных факторов мотивации.
3. Разработка практических мотивационных инструментов
* Управление по целям. Постановка целей и достижение результата как мотивирующий фактор.
* Как работу сделать мотиватором.
* Развитие подчиненных. Планирование профессионального и карьерного роста.
* Мотивационные мероприятия. Способы повышения энергии сотрудников.
* Варианты поощрений.
4. Делегирование
* Делегирование исполнения и делегирование руководства.
* Как эффективно делегировать работу и добиваться, чтобы сотрудники доводили дела до конца.
* Инструкция по делегированию. Выбор вида контроля.
* Как добиться результативности от каждого работника.
* Мотивирующий способ выдачи рабочих заданий.
6. Управление личной эффективностью
Задачи: узнать собственные сильные и слабые стороны, научиться компенсировать собственные недостатки, управлять собственным состоянием, определять приоритеты в деятельности, определять перспективы развития.
Содержание модуля
1. Стратегии эффективного самоменеджмента.
* Образ желаемого будущего, формирование целей. Признаки мотивирующей цели.
* Анализ сильных и слабых сторон, ситуационный анализ.
* Разработка личной стратегии.
* План реализация личной стратегии. Оценка и контроль, коррекция плана. Эффективные планы, качество планирования.
2. Менеджерские навыки
* Пирамида развития менеджерских навыков. Оценка управленческих навыков.
* Ресурсы управления руководителя. Качества, необходимые руководителю.
* Методы поиска управленческих решений (мозговой штурм, совещание, ...)
3. Самомотивация и её развитие.
* Навыки решения проблем. Преодоление барьеров и избеганий.
* Как справляться с негативной информацией.
* Установки человека: позитив - негатив.
* Стереотипы. Вариативность. Принцип алгоритма
* Рефрейминг иррациональных суждений.
4. Работа с установками и ограничивающими убеждениями.
* Убеждения. Образование убеждений. Анализ убеждений.
* Алгоритм работы с ограничивающими убеждениями. Избавление от ограничивающих убеждений.
* Создание позитивных установок. Формирование укрепляющих убеждений.
* Ограничивающие и расширяющие убеждения.
5. Постановка личных задач по развитию навыков управления личной эффективностью
7. Методы и приёмы делового взаимодействия
Задачи: научиться слушать и понятно говорить, задавать вопросы, прояснять ситуацию, аргументировано убеждать, овладеть приемами влияния на других людей, развить навыки ведения эффективных переговоров,
Содержание модуля
1. Эффективные подходы к переговорам.
* Планирование переговоров. Подготовка к переговорам.
* Самопрезентация. Формирование первого впечатления и завоевание симпатии. Техники присоединения и отзеркаливания.
* Пространство работы с партнёром. Наличие обратной связи.
* Презентация компании.
* Настрой на партнёра. Техники активного слушания. Методы и приемы привлечения внимания и создания первоначального интереса.
* Аргументация и убеждение партнёра. Умение задавать вопросы и строить речевые обороты для достижения нужного результата. Виды вопросов и ситуации их эффективного использования.
* Обработка возражений. Что скрывается за возражением? Использование аргументов партнёра в свою пользу. Выигрышные методы аргументации. Работа с отказами.
* Подведение к подписанию контракта. Проверка готовности к заключению сделки.
* Переговоы о цене.
* Способы завершения.
2. Работа над собой - моделирование нового поведения.
* Качества, которые мешают и помогают в общении. Техники освобождения от неприятных переживаний и тревожности.
* Уверенность в себе. Настрой на победу. Преодоление стереотипов.
* Типовые ошибки в переговорах.
3. Использование силы слова.
* Фразы - помощники. Использование убеждающего языка.
* Слова, которые помогают и мешают добиваться своей цели. Отрицательно влияющие слова. Слова с положительной окраской. Слова, побуждающие интерес собеседника.
* Техники логического убеждения.
8. От управления временем к управлению деятельностью
Задача: повышение личной эффективности руководителя и оптимизация персональной деятельности за счёт целенаправленного использования испытанных методов и инструментов: установление приоритетов, принятие решений, реализация решений и контроль результатов, делегирование, рациональная работа с информацией, рациональная организация коммуникаций и др
Содержание модуля
1. Что такое самоменеджмент?
* Инвентаризация времени. Идеальное и недопустимое распределение времени.
* Рабочий стиль, который Вы до сих пор практиковали (самоанализ)
* Функции самоменеджмента ("Круг правил")
* Золотые правила, выполнение которых помогает добиться экономии времени
* Способы самомотивации для изменения своего отношения ко времени;
2. Постановка целей: как работать над своими жизненными планами
* Выбор целей: сила воображения и жизненная позиция.
* Когда и как нужно ставить себе цели. Формулирование целей. Нахождение целей. Значение постановки целей
* Четыре уровня управления временем.
* Как распределять свои ресурсы для достижения не только рабочих, но и жизненных интересов. Эффективное управление временем и жизнью. Сбалансированность.
3. Планирование: как готовить выполнение своих задач
* Основы планирования
* Принципы и правила планирования времени
* Система планирования времени
* Составление планов дня с помощью метода "Альпы"
* Менеджмент с помощью дневника времени
4. Принятие решений: как вскрыть резервы производительности и возможности саморазгрузки
* Необходимость принятия решений
* Принцип Парето (соотношение 80:20).
* Установление приоритетов с помощью анализа АБВ
* Ускоренный анализ по принципу Эйзенхауэра
* Умение расставлять приоритеты и распределять работу в соответствии с ними.
5. Информация и коммуникации: как целесообразно и рационально вести совещания, телефонные переговоры и корреспонденцию
* Значение информации и коммуникаций
* Рациональное чтение
* Рациональное проведение совещаний
* Рациональные собеседования (управление потоком посетителей)
* Переговоры по телефону
* Рациональное ведение корреспонденции
* Использование листков-памяток и формуляров
6. Эффективность на рабочем месте
* Организация рабочего места (метод 5S)
* Обработка входящей информации
* Хранение документации
* Организация файловой системы
* Когда нужно сказать "нет!".
* Распознавание и ликвидация "пожирателей" времени.
7. Претворение в практику
* Постановка личных задач по развитию навыков управления временем.
* Договор на изменение.
9. Система сбалансированных показателей
Задачи: рассмотреть современную технологию реализации стратегии через управление бизнес-процессами: система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard - BSC), разработать модель ССП для компании.
Содержание модуля
1. Понятие сбалансированной системы показателей (ССП)
* Особенности менеджмента, основанного на ССП. Этапы разработки ССП.
* Управление предприятием на основе ССП. Уровни внедрения.
* Структура данных ССП.
* Что дает применение ССП? Особенности применения ССП. Выгоды применения ССП. Трудности применения ССП.
2. Разработка ССП
* Технология разработки и внедрения ССП. Основные принципы ССП. Этапы разработки и внедрения ССП.
* Разработка стратегической карты - карты целей.
* Построение причинно-следственных связей.
* Определение показателей и целевых значений.
* Определение связи с бизнес-процессами.
* Ключевые показатели результативности - КПР. Этапы разработки карты целей и регламентов измерения КПР.
3. Управление предприятием на основе системы сбалансированных показателей - ССП.
* Организация "обратной связи" по реализации стратегии.
* Интеграция системы сбалансированных показателей с системой процессного управления и системой управления проектами.
* Разработка системы мотивации на основе ССП.
* Организационная структура, процессы и документы системы стратегического управления. Разработка документации, регламентирующей систему стратегического управления. Структурные и процессные регламенты.
10. Тренинг командообразования
Тренинг строится на решении выбранной задачи или проблемы компании, то есть ведётся содержательная работа. Кроме того, отрабатывается командное взаимодействие на упражнениях и в деловых играх.
Результатом командной работы является намеченный план действий с распределением ответственности за результаты.
Цели:
1. Постановка целей и задач команды.
2. Формирование программы работы на заданную перспективу и плана действий каждого участника.
Задачи:
* Вовлечение в процесс командной работы
* Формирование единого "смыслового поля" и языка.
* Развитие привлекательности общей цели для каждого члена команды.
* Планирование процесса командной работы (определения перечня действий, формата результата по каждому действию, планирования и контроля времени).
* Распределение ролей в командной работе.
* Определение стандартов взаимодействия между членами команды на различных этапах решения задачи.
Содержание работ:
1. Развивающие интервью с членами команды.
2. Тренинг командообразования.
Проведение индивидуальных интервью с членами команды:
* Выявление персональных факторов мотивации на работу в команде и работу команды.
* Сильные и слабые стороны.
* Виденье собственной роли в команде.
* Опыт работы в команде: что получается лучше, от чего получает удовольствие, что может дать команде.
Примерная программа тренинга
Программа тренинга корректируется под цели и задачи компании. Для этого проводится 1-2 встречи с руководством.
1. Что такое команда и зачем она нам нужна.
Ключевые идеи работы в команде:
* Ощущение общности и доверия вместо одиночества и отчуждения;
* Сотрудничество вместо конкуренции;
* Работа на общий результат вместо индивидуализма;
* Творчество вместо стереотипных действий;
* Конструктивная самореализация вместо "борьбы за выживание".
Контракт членов команды.
2. Какой в идеале мы хотим видеть организацию и команду.
Роль и задачи нашей группы в достижении целей. Что для этого необходимо сделать вообще. Что необходимо сделать прямо сейчас.
Какие цели будут мотивировать, показывая верность направления.
Что будет служить вызовом, вдохновлять на достижение поставленной цели.
Какие ценности в целом будут объединять, позволять реализовать оставленные цели. Какие ценности, нормы, правила существуют сейчас, какие из них работают на цели, какие тормозят их достижение.
Распределение ролей в командной работе в соответствии с требованиями задачи.
* В "профессиональной" деятельности
* Во взаимодействии с внешней средой
* В поиске решений
Образ идеального члена команды.
3. План действий.
"Биржа ответственности" (распределение полномочий и ответственности).
План работы нашей группы: цели, задачи, сроки, результаты, ответственные.
Личный план каждого члена команды. Что необходимо для его выполнения.
Продолжительность работ:
Проведение интервью 1-1,5 часа с каждым членом команды, тренинг - 16 академических часов. Возможно проведение тренинга без развивающего интервью.
11. Управление собой и личной эффективностью
Задачи: знать собственные сильные и слабые стороны, уметь компенсировать собственные недостатки, управлять собственным состоянием, определять приоритеты в деятельности, планировать время и определять перспективы развития.
Содержание модуля
1. Стратегии эффективного самоменеджмента. Что такое личная эффективность.
2. Разработка личной стратегии.
* Образ желаемого будущего, формирование целей. Требования к эффективной постановке целей, признаки мотивирующей цели.
* Анализ сильных и слабых сторон, ситуационный анализ.
* План реализация личной стратегии. Оценка и контроль, коррекция плана. Эффективные планы, качество планирования.
3. Время как ключевой ресурс.
* Основные принципы управления временем.
* "Пожиратели времени" и как с ними бороться.
* Диагностика навыков управления временем.
* Идеальное и недопустимое распределение времени.
* Как научиться эффективно планировать время. Умение расставлять приоритеты и распределять время в соответствии с ними.
4. Самомотивация и её развитие.
* Навыки решения проблем. Преодоление барьеров и избеганий.
* Как справляться с негативной информацией.
* Установки человека: позитив - негатив.
* Стереотипы. Вариативность. Принцип алгоритма
* Рефрейминг иррациональных суждений.
5. Работа с установками и ограничивающими убеждениями.
* Убеждения. Образование убеждений. Анализ убеждений.
* Алгоритм работы с ограничивающими убеждениями. Избавление от ограничивающих убеждений.
* Формирование укрепляющих убеждений.
* Ограничивающие и расширяющие убеждения.
6. Постановка личных задач по развитию навыков управления временем и состоянием.
12. Коучинг как стиль управления.
Задача: понимать роль коучинга в управлении и определить области его применения для конкретных условий предприятия.
Содержание модуля
1. Возможности коучинга.
* Как и когда появился коучинг. Цели и задачи коучинга.
* Место коучинга в системе управления. Что дает коучинг руководителю, подчиненным и компании: цели, принципы и преимущества коучинга.
* Преимущества использования коучинга в организации. Ограничения применения коучинга.
* Коучинг, как инструмент инноваций и организационных изменений.
2. Внедрение системы коучинга
* Система коучинга и особенности корпоративной культуры.
* Как сделать коучинг частью регулярного менеджмента.
3. Стиль управления.
* Власть, влияние. Совмещение управленческих стилей.
* Чем отличается коучинг от других методов руководства.
* Коучинг-менеджмент: новый стиль управления. Недирективный менеджмент и ответственность подчиненных за результат
* Осознание собственных способов влияния, их "плюсов" и "минусов".
* Стили коучинга. Факторы, влияющие на выбор эффективного стиля.
13. Работа с личными и организационными целями
Задача: научиться использовать технологии коучинга для постановки целей.
Содержание модуля
* Видение будущего как источник ресурсов для достижения результата.
* Стратегические и тактические цели (личные и организационные) - постановка, критерии оценки достижения результата.
* Требования к эффективной постановке целей. Постановка целей и формулирование результата.
* Основные параметры, делающие цель мотивирующим фактором. Признаки мотивирующей цели.
* Как опираться на ценности подчиненного, чтобы вдохновить его на достижение профессиональных целей. Соотнесение личных целей сотрудника с целями компании/подразделения. Баланс интересов.
* Определение возможностей для достижения целей. Различные способы поиска ресурсов. Законы процесса генерации идей.
* Использование интуиции для поиска и принятия решения.
* Планирование и достижение результата. Эффективная трансляция цели подчиненным в процессе передачи задачи. Делегирование исполнения и делегирование руководства.
* Как поддерживать в подчиненных стремление к цели и уверенность в собственных силах. Уровни постановки целей.
* Как эффективно делегировать работу и добиваться, чтобы сотрудники доводили дела до конца.
* Инструкция по делегированию. Выбор вида контроля.
|
|
Актуальное
|